История

Термин «Адаптивная физическая культура» появился в России в 1995 году. Именно в этом году в Санкт-Петербургском государственном университете физической культуры им. П. Ф. Лесгафта была создана первая в России кафедра «Теории и методики адаптивной физической культуры».

До образования кафедры «Теории и методики адаптивной физической культуры» (ТиМАФК) в Университете был накоплен опыт обучения студентов-заочников с нарушениями слуха и опорно-двигательного аппарата. Энтузиастами этой идеи были: Д. Ф. Мосунов, В. И. Кебкало (кафедра плавания), В. П. Жиленкова (Федерация физической культуры и спорта инвалидов Ленинграда).

В 1991/92 учебном году при кафедре теории и методики физической культуры была открыта специализация «Физическая культура и спорт инвалидов». Разработкой учебной программы этой специализации и проведением занятий со студентами занимались Т. В. Федорова и Л. В. Шапкова. Большую помощь им оказали Ю. Ф. Курамшин (заведующий кафедрой ТиМФК), Т. А. Шанина, а также Специальный Олимпийский комитет Санкт-Петербурга (С. В. Гутников, Т. А. Шамрай), Федерация физической культуры и спорта инвалидов города (В. П. Жиленкова).

Для претворения в жизнь этой идеи в апреле 1995 г. была создана кафедра теории и методики адаптивной физической культуры. Ее заведующим стал и до настоящего времени является инициатор организации данного структурного подразделения в Академии физической культуры имени П. Ф. Лесгафта автор данной статьи.

В сентябре 1999 года в Академии им. П. Ф. Лесгафта был открыт первый в России факультет адаптивной физической культуры, осуществляющий образовательную деятельность по специальности 022500 — «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)», в состав которого были включены три кафедры:

  • теории и методики адаптивной физической культуры,
  • спортивной медицины и лечебной физической культуры,
  • специальной психологии и психиатрии.

В июне 2003 г. в составе факультета адаптивной физической культуры была открыта еще одна новая бюджетно-хозрасчетная кафедра «Современной хореографии и танцевальной терапии». Заведующим кафедрой являлся — директор компании-студии «Канон-Данс» В. Г. Каспаров. Выпускницы этой кафедры продолжают свое обучение в магистратуре, аспирантуре и работают в творческих коллективах.

В 2009 г. в состав в факультете вошла новая кафедра «Семейной и восстановительной медицины» под руководством доктора медицинских наук, доцента Крысюк О. Б.

Таким образом, за прошедшие годы с момента образования кафедры ТиМАФК, она разрослась в факультет адаптивной физической культуры.

Необходимо отметить большую роль кафедры ТиМАФК в становлении этого вида социальной практики в России и странах СНГ.

С теплом вспоминает коллектив факультета АФК прекрасного человека, великолепного организатора и истинного Педагога, заведующую методическим кабинетом кафедры ТиМАФК Ольгу Дмитриевну Хвацкую.

Практически с самых первых дней образования новых для академии и вообще для отрасли физической культуры кафедры и факультета она неизменно брала на себя решение самых трудных вопросов жизни этих подразделений вуза.

Ольге Дмитриевне досталось самое трудное время в жизни кафедры: ее зарождение и становление… Разработка государственного образовательного стандарта по новой специальности, осуществление образовательной деятельности по 17-ти новым для вуза и отрасли дисциплинам, обоснование и утверждение учебных планов для студентов дневной формы обучения и заочников.

Итак, что же было сделано преподавателями и сотрудниками кафедры, факультета за четырнадцать лет?

1. Прежде всего, коллектив кафедры ТиМАФК приступил к разработке пакета документов, необходимых для открытия новой специальности высшего профессионального образования — Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) в соответствии с действующими государственными образовательными стандартами и установленным порядком.

К июню 1996 г. были разработаны следующие документы:

  • обоснование научной и практической значимости предлагаемой новой специальности;
  • отличительные признаки специальности адаптивная физическая культура от существующих в высшей школе;
  • перспективы развития адаптивной физической культуры и прогнозируемая потребность на рынке труда;
  • проекты ГОССТАНДАРТА и примерного УЧЕБНОГО ПЛАНА.

2. После создания перечисленных документов их необходимо было защитить в учебно-методическом объединении по образованию в области физической культуры и Межведомственном экспертном совете по государственным образовательным стандартам. Это и было сделано в июне — июле 1996 г. В результате чего 24 июля 1996 г. приказом №1309 Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию специальность 022500 — Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) была открыта и включена в Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования. Необходимо подчеркнуть, что при решении данных вопросов большую помощь оказали представители Госкомвуза России В. Д. Шадриков, В. Г. Щербаков и А. В. Минаев, Госкомспорта России — П. А. Виноградов, A. В. Царик, В. Д. Чепик, А. П. Слободян, Т. С. Стогова, а так же председатель учебно-методического объединения по образованию в области физической культуры В. В. Кузин и проректор этого объединения А. И. Исмаилов.

В том же 1996 году в государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 521900 — «Физическая культура» была включена магистерская программа «Адаптивная физическая культура». Это было сделано по инициативе заведующего кафедрой ТиМАФК С. П. Евсеева при поддержке всех вышеперечисленных коллег.

3. После осуществленных преподавателями кафедры ТиМАФК основательной доработки и совершенствования проектов ГОССТАНДАРТА и примерного УЧЕБНОГО ПЛАНА по специальности 022500 — «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» 9 июля 1997 г. первым заместителем Министра общего и профессионального образования Российской Федерации B. М. Жураковским был утвержден государственный образовательный стандарт первого поколения по этой специальности. Учитывая реальную помощь в доработке Госстандарта, в состав авторского коллектива этого документа, в добавлении к сотрудникам кафедры ТиМАФК «НГУ имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург», были включены 4 представителя Российской государственной академии физической культуры (РГАФК). Итак, авторами Госстандарта являются:

  • от «НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург» — В. У. Агеевец, C. П. Евсеев (руководитель коллектива разработчиков), В. Е. Каган, В. А. Лисовский, Л. В. Шапкова, Т. В. Федорова, И. К. Шац, С. Ф. Курдыбайло, А. С. Мотылева, В. И. Панова, В. П. Жиленкова;
  • от РГАФК — В. В. Кузин, А. И. Исмаилов, С. Н. Попов, Н. О. Рубцова.

В июне 2000 г. были утверждены госстандарты по специальности 022500 — «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» и направлению 521900 — «Физическая культура» с магистерской программой 521914 — Адаптивная физическая культура второго поколения, которые по составу дисциплин и их дидактическим единицам не принципиально отличались от госстандартов первого поколения.

В 2009 г. профессорско-преподавательский состав уже принял активное участие в разработке госстандартов третьего поколения по направлению «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» для подготовки бакалавров и магистров, а также разработал основные образовательные программы.

В настоящее время более 80 высших и средних профессиональных образовательных учреждений (физической культуры, педагогических, медицинских, а также классических университетов) осуществляют образовательную деятельность по специальности и направлению (магистерской программе) по адаптивной физической культуре.

4. Преподаватели кафедры теории и методики адаптивной физической культуры Университета Лесгафта, в 2000 г. приняли участие в разработке двух государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по специальности — Адаптивная физическая культура — базового и повышенного уровней (с присвоением выпускникам квалификации — педагог по адаптивной физической культуре). Огромную помощь в продвижении специальности адаптивная физическая культура в систему среднего профессионального образования оказали В. Е. Корчагина и Т. С. Стогова (Госкомспорт России).

5. В 2000 г. преподавателями кафедры ТиМАФК было составлено содержание проблемного поля адаптивной физической культуры для включения его в краткий паспорт специальности научных работников 13.00.04 -Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры, что и было сделано Министерством науки и технологий Российской Федерации в этом же году.

6. По инициативе С. П. Евсеева, заведующего кафедрой теории и методики адаптивной физической культуры Университета Лесгафта, (ныне «НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург») в 2000 г. был учрежден новый для России ежеквартальный журнал «Адаптивная физическая культура», который с этого же года регулярно издается НГУ имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, Институтом специальной психологии и педагогики, Санкт-Петербургским научно-исследовательским институтом физической культуры и Специальным Олимпийским комитетом Санкт-Петербурга. Этот журнал включен на основании решения Президиума Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации, состоявшегося в январе 2003 г., в Перечень ведущих научных журналов и изданий, выпускаемых в Российской Федерации, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук.

7. В 2000 г. деканом факультета адаптивной физической культуры СПбГУФК им. П. Ф. Лесгафта совместно с начальником управления Госкомспорта России А. В. Цариком подготовлены предложения в Министерство по труду и социальному развитию Российской Федерации о внесении в перечень должностей работников физической культуры и спорта двух новых должностей: тренера-преподавателя по адаптивной физической культуре (включая старшего) и инструктора-методиста по адаптивной физической культуре (включая старшего). Постановлением от 18 февраля 2000 г. №20 Минтруд России утвердил эти должности и включил их в соответствующий перечень.

Однако, для того, чтобы добиться соблюдения Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов, утвержденных ООН в 1993 г., в области адаптивного спорта, необходимо претворить в жизнь концепцию дополнительного образования в области адаптивной физической культуры, разработанной С. П. Евсеевым и Д. С. Евсеевым в 2004 г. и опубликованной в журнале «Адаптивная физическая культура» (№4(20), 2004, с. 2-7). И, прежде всего, следует утвердить нормативно-правовую базу для полноценной работы учреждений дополнительного образования адаптивно-спортивной направленности, как это сделано, например, на Украине.

8. Преимущественно силами преподавателей факультета адаптивной физической культуры «НГУ имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург» подготовлены информационно-методические материалы для студентов по основным общепрофессиональным дисциплинам и дисциплинам специальности Госстандарта.

9. Преподавателями факультета адаптивной физической культуры «НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург» подготовлено 12 примерных (типовых) программ по дисциплинам Госстандарта по адаптивной физической культуре, 2 программы подготовлены также кафедрами физиологии (авторы А. С. Солодков, Ю. Н. Королев) и теории и методики физической культуры (автор Ю. Ф. Курамшин). Таким образом, преподавателями Университета им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург подготовлено 14 примерных (типовых) программ, изданных учебно-методическим объединением по образованию в области физической культуры и спорта с выходными данными Министерства образования Российской Федерации для использования во всех вузах, осуществляющих подготовку кадров по адаптивной физической культуре.

10. По инициативе факультета адаптивной физической культуры «НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург» и Специального Олимпийского комитета Санкт-Петербурга, а также при активной поддержке начальников управления Госкомспорта России П. А. Виноградова и Н. В. Паршиковой в Санкт-Петербурге с 2003 проводятся Всероссийские, а с 2007 г. Международные универсиады по летним видам спорта среди студентов, обучающихся по специальности адаптивная физическая культура. Основной задачей этих универсиад была апробация системы организации и проведения соревнований по профессионально-ориентированным видам спортивной деятельности. Данные мероприятия способствовали привлечению внимания населения нашей страны к проблеме интеграции инвалидов в общество.

11. Евсееву С. П. заведующему кафедрой теории и методики адаптивной физической культуры «НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург» посчастливилось быть участником Паралимпийских играх 2000 г. (Сидней, Австралия), 2002 г. (Солт-Лейк-Сити, США), 2004 г. (Афины, Греция), 2006 г. (Турин, Италия), 2008 г. (Пекин, Китай), что позволило создать учебные видеофильмы об этих крупнейших международных соревнованиях инвалидов и использовать их в учебном процессе при обучении студентов.

12. Преподаватели факультета адаптивной физической культуры Университета Лесгафта активно участвуют в проведении выездных курсов повышения квалификации практических работников отраслей физическая культура, образование, социальная защита населения по вопросам адаптивной физической культуры. Такие курсы были организованы в Костроме, Екатеринбурге, Сыктывкаре, Череповце, Брянске, Хабаровске, Твери и других городах России.

13. Курсы повышения квалификации и семинары по адаптивной физической культуре с преподавателями высшей школы проводились сотрудниками факультета и в странах СНГ: Казахстане, Азербайджане (дважды), Белоруссии, Украине.

14. По инициативе заведующего кафедрой теории и методики адаптивной физической культуры Евсеева С. П. и при активной поддержке сотрудников Госкомспорта России П. А. Виноградова, Н. В. Паршиковой, А. Г. Абаляна, В. Б. Данилова и Президента Федерации физической культуры и спорта инвалидов России Л. Н. Селезнева в 2004 г. впервые для нашей страны удалось ввести комплексные научные группы сборных команд России по паралимпийским видам спорта, чем были уравнены в правах члены сборных России по олимпийским и паралимпийским видам спорта (приказ Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму от 9 августа 2004 г. №44), которые функционируют по настоящее время под руководством директора СПбНИИФК Шелкова О. М.

15. Учитывая все возрастающую актуальность антинаркотической профилактической работы с детьми, подростками и молодежью, в составе факультета адаптивной физической культуры в 2002 г. был открыт Федеральный экспериментальный физкультурно-спортивный центр по разработке и апробации технологий профилактики наркомании среди молодежи на базе СПбГАФК имени П. Ф. Лесгафта.

16. Факультет адаптивной физической культуры НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург совместно с Первым государственным медицинским университетом имени академика И. П. Павлова, Институтом раннего вмешательства и двумя университетами из Англии и Финляндии получили грант Европейского союза для разработки содержания нового для России Госстандарта по физической терапии (реабилитации) в контексте Болонского соглашения. Работа по этому гранту началась в апреле 2005 г.

17. Разработаны элективы «Здоровый образ жизни», «Клиническое мышление», «Реабилитация лиц пожилого возраста» и изучен проблемно-ориентированный междисциплинарный подход в преподавании и при прохождении студентами практик.

18. Реализация практической подготовки студентов осуществляется через сотрудничество со специальными (коррекционными) школами, реабилитационными центрами, предприятиями, научными организациями, зарубежными партнерами путем заключения договоров для предоставления студентам баз практики, за что хочется выразить слова благодарности и признательности коллегам, работающим в следующих учреждениях:

  • ГОУ Центр «Динамика» №616.
  • Государственная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №584 «Озерки».
  • Школа-интернат №1 для слепых и слабовидящих им. К. К. Грота.
  • Школа-интернат №20 для глухих и слабослышащих.
  • Специальная (коррекционная) школа №4 (VIII вида) Василеостровского р-на СПб.
  • Специальная общеобразовательная (коррекционная) школа-интернат №22 (VIII вида) Невского р-на СПб.
  • Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №502 (VIII вида) Кировского р-на.
  • Школа среднего общего образования №173.
  • Специальная общеобразовательная (коррекционная) школа-интернат №9 (VI вида) Калининского р-на СПб.
  • Муниципальное учреждение Василеостровского р-на школа №700 с углубленным изучением иностранных языков.
  • Специальный Олимпийский комитет Санкт-Петербурга.
  • ФГУ «Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов имени Альбрехта» (СПбНЦЭПР имени Альбрехта).
  • Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры.
  • СПб ГУЗ «Городской центр восстановительного лечения детей с психоневрологическими нарушениями».
  • СПб ГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Петроградского района СПб».
  • СПб ГУЗ «Городской психоневрологический диспансер №7».
  • СПб ГУЗ «Межрайонный наркологический диспансер №1».
  • Автономная некоммерческая организация «Развитие физкультуры и спорта» «Спорт».
  • Клуб иппотерапии «Кентаврик».
  • АНБО «Оздоровительный конный центр «Солнечный остров».
  • Благотворительный фонд «Дом Роналда Макдоналда».
  • СПб ГУЗ «Городская наркологическая больница».
  • Больница Св. Великомученика Георгия.
  • СПб ГУ «Центр Физической культуры, спорта и Здоровья» Васильевского р-на.
  • СПб ГУЗ «Центр восстановительной медицины и реабилитации №3 «Биосвязь».

19. В процессе обучения студентов факультет уделяет значительное внимание воспитательной работе. Внимание акцентируется на формирование духовно-нравственных качеств студентов, воспитание патриотизма, толерантности, создание современного научного мировоззрения, формирование основ здорового образа жизни. Студенты факультета АФК активно участвуют в волонтерском движении и тесно взаимодействуют со Специальным Олимпийским комитетом Санкт-Петербурга.

Научно-исследовательская работа в студенческом научном обществе проводится в виде научных консультаций и дискуссий по наиболее важным теоретическим проблемам, в виде экспериментальных исследований в рамках подготовки курсовых и квалификационных работ. Практически весь профессорско-преподавательский состав факультета привлечен к научной работе со студентами, магистрантами и аспирантами.

Ежегодно студенты факультета участвуют в итоговой научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов «НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург» «Человек в мире спорта».

20. Студенты факультета адаптивной физической культуры в 2008/09 гг. заняли первое место в итоговой научно конференции НТТМ НГУ имени П. Ф. Лесгафта «Человек в мире спорта 2009» среди спортивно-педагогических кафедр и были награждены кубком. Также студенты факультета АФК занимают призовые места во многих номинациях университетских конференций.

21. Студенты факультета АФК поощряются за достижения в учебе и во внеучебной деятельности (система специальных стипендий: президентская, правительства Санкт-Петербурга, правительства РФ, им. П. Ф. Лесгафта, Специального Олимпийского комитета Санкт-Петербурга, и другие именные стипендии). Всего поощрено в предыдущие годы 23 человека (см. таблицу).

22. В 2008 году д. п. н., профессор, заведующий кафедрой теории и методики адаптивной физической культуры Евсеев С. П. стал лауреатом премии Правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся достижения в области высшего и среднего профессионального образования и выдающиеся научные результаты в области науки и техники 2008 года в номинации «Учебно-методическое обеспечение учебного процесса, направленное на повышение качества подготовки специалистов».

В этом же году аспирантка Пелих Елена Юрьевна стала победительницей конкурса грантов для молодых научно-педагогических работников высших учебных заведений Санкт-Петербурга и академических институтов, расположенных на территории Санкт-Петербурга.

23. В настоящее время Евсеев Сергей Петрович, доктор педагогических наук, профессор, директор Департамента науки, инновационной политики и образования Министерства спорта, туризма и молодёжной политики РФ, заслуженный работник высшей школы РФ. Евсеев С.П. является автором программы курсов повышения квалификации в инновационном-образовательном центре «Северная столица» совместно с ФГБОУ ВПО «Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург».

В заключение можно сделать вывод о том, что факультет адаптивной физической культуры Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург» вносит существенный вклад в становление адаптивной физической культуры в России и странах СНГ, в формирование ее образовательного, научного, правового и информационного пространства.

Контакт: sergeikorablev@gmail.com